30-е годы XX века. Ро­мантичные и героические, противоречивые и трагичес­кие. Первые пятилетки. Страна строила новую жизнь  (увы, не без издержек). Не­бывалыми темпами шла ин­дустриализация, на селе же­лезной рукой утверждался колхозный строй.

В эти годы партия боль­шевиков — ВКП(б) — одним из центральных считала вопрос подъема экономики. Его, как любые другие, невозможно было решить без печати, в том числе и на местном уров­не. И 11 августа 1930 года выходит Постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов». Именно с этого времени, как грибы после дождя, возникают  районные газеты. (Вспомним волну 70-летних юбилеев районок, прокатившуюся в нашей области в 2001 году. Отметили такой юбилей и наши соседи — «Жуковские новости»).

Районная газета, как прямо указывалось в вышеупомянутом Постановлении ЦК, «должна быть массовым политическим органом и иметь ярко выраженный производственный характер (в соответствии с экономикой данного района)».

Дубровский район был образован в 1929 году после выхода постановления ВЦИК об образовании с 1 октября 1929 года За­падной области с центром в Смоленске. Район входил в Рославльский округ. Так вот округа год спустя, как мы уже знаем, были упразднены, и Дубровско­му району предстояло организовать свою газету. К сожалению, мы не знаем, было ли налажено ее издание на базе колхозно-совхозных или фабрично-заводских печатных газет, начиналось ли оно с нуля, но 2 октября 1932 года вышел первый номер дубровской районной газеты «Голос колхозника».

Этому, естественно, предшествовало решение районных властей. Мест­ный краевед Н. Я. Геец отыскал в бывшем партийном архиве Брянской обла­сти выписку из протокола Дубровского райкома ВКП(б) № 29. На заседании присутствовали члены бюро: Борисов, Лихтеров, Ильюшенков, Коноплев, Пладиуч, Бобков, Богомолов, Барвенова и Мотин, члены ВКП(б) Сочиенко, Михай­лов и Праулин. От КК РКК — Потеха, Белозеров. Вот этот короткий историче­ский документ.

«Слушали: 9. Об ответственном редакторе райгазеты «Голос колхозника».

  1. Утвердить тов. Богомолова.

О введении в состав бюро и Пленума РК тов. Богомолова.

Секретарь РК ВКП(б) БОРИСОВ».

Вот такой простой и бесхитростный документ. Но читаешь его, и возника­ет вопрос: а кто такой Богомолов- первый редактор нашей районки? Увы, это­го выяснить не удалось. Кто он, откуда, какова его судьба. После него газету в довоенный период редактировали Шевелев и Клочков. Увы, и о них нам ни­чего не удалось узнать.

Легче ответить на вопрос, почему газету назвали «Голос колхозника». Вспомним то же Постановление ЦК ВКП(б) 1930 года: «…в соответствии с эко­номикой данного района». А  район-то сельскохозяйственный.

И еще один аргумент в пользу названия. Конец 20-х — начало 30-х годов -период массовой коллективизации, создания колхозов. Яснее всего сказано по этому поводу в Постановлении ЦК ВКП(б) от 18 января 1931 года «О сель­ской районной и низовой печати»: «Ликвидация округов и укрепление райо­нов — основного звена социалистического строительства в деревне — усили­вает роль районной печати как орудия партии по организации масс на осу­ществление задач сплошной коллективизации и ликвидации на ее основе ку­лачества как класса…».

«Голос колхозника» успешно справлялся с поставленной задачей. К сожа­лению, не все подшивки газеты сохранились до наших дней. Правда, в свое время мне посчастливилось познакомиться с фотокопиями нескольких полос нашей районки. Смотрел, изучал их и убеждался: газета писала исключитель­но о селе. Писала своеобразно — просто, порой наивно. «Шапки», заголовки не отличались изысканностью. Как правило, пространные, агитирующие, призы­вающие, предостерегающие. «В колхозе «Вышка» (подчеркнуто мной — А. М.) медлят с обработкой льна», «Усилим темпы хлебозаготовок», «В колхозе «Тру­довик» кулаки и подкулачники саботируют уборку хлебов» и т. д.

Газетные заметки были обо всем — о каждой мелочи, даже о том, что на од­ной конюшне оказалась лошадь с подбитым глазом. Безжалостно критиковали всех — от председателя колхоза до конюха. В газете существовала «красная» и «черная» доски — для передовых и отстающих хозяйств.

Особо — вполне естественно для того времени — звучала тема «классовой борьбы». Прямо назывались имена тех, кто не желал вступать в колхозы, кто «вредил» колхозному строю. Об этом в газету сообщали селькоры (сельские корреспонденты). О серьезности классовой борьбы говорит тот факт, что ав­торы часто не подписывались своей фамилией. Под заметкой нередко стоя­ло: Селькор, Колхозник…

В 70-е годы один такой эпизод «классовой борьбы» красочно описал со­трудник газеты Н. А. Козлов (см. публикацию «Изюминка Николая Козлова»).

Немецкая оккупация перечеркнула мирную жизнь. Газета, естественно, пе­рестала выходить. Кстати, последний ее довоенный номер датирован 8 авгус­та 1941 года — буквально за день-два до прихода гитлеровцев в Дубровку. Символический, потрясающий факт! Газета стояла до последнего!

Писать историю района «Голос колхозника» продолжил в 1944 году — ров­но через год после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Пер­вым послевоенным редактором газеты (он тогда назывался ответственным ре­дактором) стал Павел Владимирович Калганов — человек, фанатично предан­ный своей профессии, газетчик, что называется, от Бога, хотя и имел непол­ное среднее образование. Его к нам прислали из Орла. Впрочем, об этом че­ловеке читайте дальше.

О чем писал возрожденный «Голос колхозника»? Конечно же, прежде всего о восстановлении экономики района — промышленного, сельскохозяйственно­го производства. Но было одно отличие этих публикаций от публикаций дово­енных лет. Почти все они подавались под одним девизом: производственные успехи — для скорейшей победы над фашизмом. Как в капле воды, отразилось то время в заметке «Для быстрейшего разгрома врага», опубликованной в 32-м номере от 10 сентября 1944 года: «Где были красивые  уютные домики, там гу­сто заросло бурьяном. Счастливые освобождением от фашистского ига кол­хозники сельхозартели «Светлый труд» построили себе землянки и с упорст­вом взялись за налаживание колхозной жизни. И теперь, когда наша героиче­ская Красная Армия гонит фашистского зверя на запад, все, от малого до ста­рого, не покладая рук, работают для быстрейшего разгрома врага. Нет в кол­хозе молотилок — молотят колхозники вручную; нет веялок — опытные веяльщи­ки на ветру очищают зерно…».

Да, война продолжалась, на ее фронтах продолжали сражаться наши зем­ляки. И газета постоянно ведет рубрику «Письма с фронта». Вот одно из таких писем, опубликованное в этом же номере:

«Дорогие земляки! Вы находитесь накануне празднования годовщины осво­бождения нашего района и всей Брянской области от немецких захватчиков. Никогда мы не забудем их кровавых злодеяний, мстим и будем мстить крово­жадному фашистскому зверю.

Только с помощью тыла мы сможем завершить победу над врагом. Ваша задача — трудиться, не покладая рук…

Настанет радостное время, и мы вернемся к мирному, созидательному труду.

С фронтовым приветом Н. СОКОЛОВ, Я. КРИВОШЕЕВ и др.».

Что-что, а кровавые злодеяния немецких оккупантов еще свежи были в па­мяти жителей района. И о них рассказывала газета, публикуя воспоминания очевидцев той или иной трагедии. Предваряя подборку воспоминаний, газета пишет: «Прочтите правдивые рассказы о кровавых зверствах захватчиков. Пусть ненависть и ярость к немецким злодеям удвоит ваши силы в труде».

«В 1942 году немцы схватили председателя колхоза Г. И. Анодина. Они ста­ли издеваться над ним, бить палками, ногами. Его привязали к жерди и не­сколько раз подвешивали. Побитого, всего в крови, повесили на березе. Толь­ко на третий день разрешили зарыть.

А. СТАРОЖИЛОВА».

«Не забыть чудовищных злодеяний немцев в д. Буда Рябчинского сельсове­та. Долгое время карательный отряд рыскал по лесам, но не смог напасть на след партизан. Тогда… гитлеровцы начали кровавую расправу над населением.

6 июня 1942 года они выгнали из домов жителей Буды и принялись расст­реливать их. Погиб 101 человек. Среди них Трифонова Пелагея с четырехлет­ней дочкой, Ермаков Ф. М. и его 15-летний сын Сергей, Мамичева Прасковья, 70 лет… Варвары не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей.

Н. ДЕМИЧЕВ».

Как ни глубоки были нанесенные войной раны — физические, материальные и душевные, жизнь брала свое. Становилось на ноги сельхозпроизводство, в короткий срок людям построили добротное (по тем меркам) жилье, вывели их из землянок. Все эти перемены, все это созидание отразились на страницах «Голоса колхозника».

Скоро стало ясно, что две страницы (полосы), на которых выходила газета, ей мало. Многогранная жизнь района требовала многогранного же отражения. И с февраля 1956 года подписчики «Голоса колхозника» стали получать район­ку четырехполосную.

Замечу, что 1956 год был особенно знаменательным в истории га­зеты. Во-первых, четырехполосная. Во-вторых, приезд в район известнейшего поэта, прозаика и публициста, с 1950 года — главного редактора журнала «Со­ветский Союз», уроженца Брянщины Николая Матвеевича Грибачева. Мэтр ли­тературы и журналистики, конечно же, не мог не побывать в гостях у районных газетчиков. Вместе с ними он побывал в наших селах, встречался и беседовал с людьми из глубинки. Результатом этой творческой поездки стала серия пуб­ликаций в «Известиях», в том числе очерк о председателе колхоза имени Ка­линина А. Ф. Шиленкове.

1956 год можно считать дебютом журналистского творчества другого на­шего земляка — А. Е. Мачехина. И дебютировал он именно на страницах «Го­лоса колхозника», работал в штате редакции. Кроме этого факта, мы до не­давнего времени ничего не знали об Александре Егоровиче Мачехине — уро­женце села Давыдчи, Три года назад вышла книга профессионального раз­ведчика Вадима Сопрякова «Восток — дело тонкое». Одна из глав «Под «кол­паком» японской разведки» рассказывает о судьбе профессионального разведчи­ка А. Е. Мачехина. Сейчас Александр Егорович поддерживает связь с нашей редак­цией, прислал в дар несколько книг, автором-составителем которых он является.

В то же время в редакции работал М. П. Черный, талантливый журналист, впоследствии редактор клинцовской газеты «Труд», автор ряда книг, в том чис­ле о партизанах и подпольщиках Дубровского края.

Редактором «Голоса колхозника» в конце 50-х был С.И. Янко.  К сожалению, о нем мы знаем тоже немного. Знаем, что одно время работал председателем райисполкома.  Ну и еще штрих: его правнучка Надежда Кирия (ныне Соколова) учится сейчас на факультете журналистики Брянского госуниверситета.

Меж тем над районкой сгущались тучи — правили бал хрущевские экспе­рименты. В 1962 году, в году своего 30-летия, «Голоса колхозника» не стало. Были созданы межрайонные газеты. В Жуковке стала выходить газета на че­тыре района — Жуковский, Дубровский, Клетнянский и Рогнединский. Распа­лись штаты редакций. Жизнь районов освещали собственные корреспонденты. По Дубровскому району им стал Аркадий Никитич Москвичев — будущий редак­тор «Знамени труда».

К счастью, длился эксперимент недолго, всего один год, жизнь заставила вернуться на круги своя. С 1963 года жители Дубровского района стали получать свою газету — «Знамя труда». В жизни районки наступила новая эпоха. А с уст читателей не сходило прежнее название газеты. Помнится, уже в 70-е я случайно услыхал: «А вот вчера в «Голосе колхозника» писали…». Обновлен­ную газету редактировал А. С. Балалаев. В штат вернулись А. Н. Москвичев, Б. А. Боровков, П. В. Калганов.

С 1965 года история газеты «Знамя труда» неразрывно связывается с име­нем ее редактора Аркадия Никитича Москвичева. Наступила, я бы сказал, эта­кая стабилизация — материально-техническая и кадровая. Редакция получила, а вернее построила свое здание, в котором располагается и сегодня. А до то­го времени где она только не «дислоцировалась»! В здании нынешней детской библиотеки, в райкоме партии…

Постоянную «прописку» получила и районная типография, где все эти де­сятилетия (до 1988 года) газета набиралась, версталась, печаталась. Подо­брался слаженный, профессиональный коллектив полиграфистов: директор Ю. А. Осокин (ныне покойный), линотипистки В. И. Надеева и начинающая Т.А. Бондарук, старейшая верстальщица и виртуоз своего дела Н. П. Свеш­никова, наладчик, а впоследствии директор типографий- Н. С- Шапов) пе­чатник П. П. Цыганов. Чуть позже, а теперь уже более 30 лет назад , пришла  Р. Е. Глухарева. Тесно связанные созданием и производством газеты, оба коллектива представляли собой единое целое. Была одна партийная, проф­союзная и комсомольская организации.

Ох, и нелегко же было тогда выпускать газету! Нередко подводило допотоп­ное оборудование. А то, бывало, газета уже печатается, а «сверху» поступает указание поставить в номер тот или иной материал. Порой приходилось ноча­ми дежурить в типографии. Но не помнится случая, чтобы газета не вышла в срок — это расценивалось бы как ЧП. Журналисты и полиграфисты сообща пе­реносили беды, невзгоды и потери, сообща радовались успехам и неудачам. И в центре каждого события — фигура А. Н. Москвичева, которому суждено бы­ло оставаться на посту редактора газеты добрых три десятка лет.

Что можно выделить из творческого и организационного наследия «Знаме­ни труда» второй половины 60-х — начала 70-х годов? В первую очередь широ­кое освещение сельскохозяйственной тематики. Многолетний заведующий Т5ёдьхозотделом Б. А. Боровков прекрасно знал «предмет» и умело поднимал те или иные проблемы села на страницах газеты. Означенные выше годы мож­но смело назвать годами триумфа отдела писем, заведовал которым студент-заочник факультета журналистики МГУ Николай Андреевич Козлов — «светлая голова», как любовно называли его коллеги. Он много и плодотворно работал с внештатными авторами, вел отдел сатиры, сам выступал с интересными ста­тьями, очерками, фельетонами. Кстати, именно он написал репортаж о пребы­вании в Сеще Ю. А. Гагарина в 1966 году. Но в конце 1972 года он покинул на­шу газету, что, несомненно, явилось для нее потерей.

А дело в том, что весной 1972 года (кстати, теперь уже в год 40-летия юби­лея газеты) Дубровский район был разукрупнен. Правда, вплоть до конца года наша газета «работала» на вновь образованный Рогнединский район. 1 января 1973 года вышел первый номер «Нового пути», куда и ушел работать талантли­вый Коля Козлов — сам ведь он родом был из Рогнедина.

* * *

Теперь говорят, что годы со средины 60-х до середины 80-х были застой­ными. Может быть, но только не для газеты! Ведь жизнь (уж какая — другой во­прос) шла, проходили события, работали люди.

если хотите) отражалось в газете. Да, 1985 год круто переменил привычный порядок вещей. Изменения не могли не коснуться и газеты. Она, конечно же, стала раскрепощенней, на ее страницах как-то само собой появилось обилие критических публикаций. Именно в эти годы тираж газеты — единственный раз за всю ее историю — превысил 4000 экземпляров.

Неплохо, казалось бы. Но то было временное явление. Начало 90-х, осо­бенно 1992 год, круто повернули отнюдь не в лучшую сторону. С отпуском цен неуклонно стал падать тираж. Опять же из-за дороговизны производства газе­ты пришлось сократить ее периодичность — с трех до двух раз в неделю, что также не прибавило оптимизма читателям, подписчикам. Одно время тираж падал до 1600-1700 экземпляров. Потом его удалось поднять до 2200, на этом уровне он и держится последние несколько лет.

Произошли и приятные перемены. Еще в 1989 году газета перестала наби­раться и печататься в районной типографии. Набранная прямо в редакции, она по каналам связи передается в областную типографию. Вначале для этой це­ли было установлено оборудование «Каскад», затем «Квант», а вот уже два го­да, как газета переведена на компьютерный набор и верстку. Заметно изме­нился в лучшую сторону ее внешний облик, больше появилось возможностей проявить оформительское творчество.

Итак, нашей газете — семьдесят. Сорок из них она носит гордое, на наш взгляд, название — «Знамя труда». Пусть же она еще много лет высоко несет это знамя — символ творчества и вдохновенья!

 

Александр МИТЯЕВ, бывший

главный редактор районной газеты  «Знамя труда».