Из рассказа дочери…

То и дело вспоминаю об отце — Иване Ивановиче Ермаченко, об его преданности журналистике и газете «Авангард», которой было отдано более тридцати лет его жизни.

Так сложилось, что мы, его дети, не остались в стороне от того, чем жил отец и связали свою жизнь, так или иначе, с его любимым «Авангардом». Впрочем, и многие наши воспоминания связаны с его журналистской работой: на радио и в газете.

Он любил приносить свежий номер, пахнущий типографской краской. Затем, присаживаясь на кресло, брал в руки газету и рассказывал нам, кто и какой материал из его коллег готовил. Говоря о своих материалах, делился впечатлениями о людях, с которыми ему удалось познакомиться, и о товарищах, которые пришли на помощь или были рядом, непринужденно мог рассказать историю любого села, в котором побывал.

Знакомя нас со свежим номером, он любовался газетой, каждой строчкой, каждой фотографией, словно произведением искусства. Наверное, уже тогда мне, глядя на фанатично любящего «Авангард» отца, хотелось стать причастной к беспокойной и неугомонной жизни редакционного коллектива, процесс работы которого скрыт от глаз читателей, но результат видят в каждом доме, в каждой семье.

Недаром говорят, в любой творческой работе есть частичка души автора, а отец, будучи человеком большой души, всегда был открыт для людей. Может быть, именно за эту возможность делиться теплом и позитивом отец так любил журналистику?

А когда был назначен редактором, стал еще более ревностно относиться к каждому слову, к каждому штриху, переживал за малейшую опечатку, а вместе с ним переживали и мы.

Для него «Авангард» всегда был ГАЗЕТОЙ, слова «газетка» и «Авангард», по его глубокому убеждению, несовместимы. Стоило в присутствии отца назвать его детище не газетой, а другим однокоренным словом. Тут же чувствовался его строгий взгляд, встретив который, невольно все исправлялись.

Впрочем, прежде чем стать редактором Иван Ермаченко прошел суровую, мужскую жизненную школу. За плечами был большой трудовой путь, который он начал столяром в шестнадцать лет на промкомбинате, затем была служба в Советской Армии на Дальнем Востоке.

А с 1967 года его жизнь тесно связана с журналистикой – он пришел работать редактором районного радиовещания, откуда спустя почти тринадцать лет перешел на должность инструктора отдела пропаганды РК КПСС. А в 1991 году он вошел в редакцию в качестве редактора отдела общественно-политических проблем, а в 1992 году был назначен заместителем главного редактора газеты «Авангард».

Так сложилось, что на год отец покинул «Авангард», хотя где бы он ни работал, он всегда писал свои чижики о жизни района. Проработав чуть более года заместителем главы поселковой администрации, он вернулся в газету, так как именно журналистика всегда была его основной и любимой работой. И с марта 1996 года он сначала исполняет обязанности, а потом и назначается главным редактором.

На протяжении восьми лет «Авангард» был для него ребенком, которого он холил и лелеял, оберегал от неприятностей и напастей, боролся за его каждый экземпляр, работая с читателями и почтальонами. Он хорошо знал интересы и запросы своих земляков, был готов помочь, каждому, кто в этом нуждался.

Об этих его человеческих качествах знали и друзья-славяне, для укрепления дружбы с которыми он прилагал усилия. Редакторы районных газет соседних районов Украины и Беларуси были его частыми гостями, а он у них. В те годы стали популярными совместные выпуски номеров.

А его отдушиной была поэзия. Она стала для него одним из способов выражения личности, с помощью ее он передавал все свои самые яркие впечатления. Когда мы собирались за праздничным столом в кругу семьи или в коллективе он часто рассказывал о службе в армии, учебе в столице, которая придала ему уверенности в работе журналиста и в поэтическом творчестве. Тогда для нас было обыденным то, чего сейчас так не хватает: он читал стихи, поделясь с нами оптимизмом, заложенным в них, так как пессимизм был не его конек.

Отец никогда не унывал, он был жизнерадостный и заражал окружающих положительной энергией, а если кто-то сомневался в своих силах, он вселял ему уверенность. А стоило повесить нос, он тут же: «Улыбайся чаще, улыбнется счастье».

Но, пожалуй, самые главные его строки, которые в минуты сомнений помогали мне на первых шагах работы в редакции и помогают мне по сей день, звучат так:

Если грусти опасаться —

Радость будет ли в судьбе?

Если в двери не стучаться —

Кто откроет их тебе?!

Трудно смириться с тем, что он не прочтет нам стихов, не побранит строгим взглядом, не расскажет о природе, которой посвятил немало строк.

Даже находясь на заслуженном отдыхе, отец болел душой за «Авангард», с нетерпением ожидая очередного номера, его по-прежнему волновало, как идет подписная кампания, не упадет ли тираж, для поддержания которого им было сделано все возможное и невозможное…

Он умел прощать, умел верить в свои силы, умел дорожить каждым читателем и делится с ними частичкой своей души, чему учил и нас, своих детей.

Юлия ПЕРОВА, член Союза журналистов России

 

На встрече в Добрушской «районке» — главный редактор Климовского «Авангарда» И.И. Ермаченко (Россия), главный редактор газеты «Добрушский край» Л.Ф. Пискунова (Беларусь) и главный редактор газеты «Новины Городнянщины» Л.М. Якубенко (Украина). Снимок сделан в 2003 году.