Project Description

Ирина Николаевна Марченкова – главный редактор областной общественно-политической газеты «Брянский рабочий».  Родилась 16 декабря 1965 года в  городе Плавске Тульской области. С красным дипломом закончила Орловский филиал Московского государственного института культуры. В журналистике с 1993 года. Работала корреспондентом, а затем ответственным секретарем районной газеты «Плавская новь». В «Брянском рабочем» – с 1997 года. Прошла путь от корреспондента отдела социальных проблем до главного редактора. Лауреат  областных творческих конкурсов.  Награждена медалью им. Ф.И. Тютчева «Русская звезда» литературного фонда «Дорога жизни».

 

Предлагаем вашему вниманию статьи Ирины Николаевны Марченковой.

Все в ней гармония, все диво…

«На Русь взирая русским оком…»  –  так называлась авторская программа актрисы брянского драмтеатра Юлии Филипповой  о творчестве Алексея Константиновича Толстого.   Поэтическая строчка из толстовского стихотворения пригодилась еще раз,  став посвящением  к  портрету… самой Юлии.  Его широкими мазками написали в художественном музее 28 февраля. Этим «портретом»  открывается целая галерея актерской славы, которую решили создать в Год театра БТД, региональная организация СТД РФ и Гильдия культурной журналистики.    В зале «у гобелена»  собрались театралы, коллеги Филипповой по сцене и ребята из театра «Взрослые и дети», делающие первые шаги на сцене. Для последних встреча с Юлией стала своеобразной творческой мастерской.

Стихия Юлии Филипповой  – театр. Ее радость и великая сила, которую непременно нужно делить со всеми, – творчество. Каждая роль – как новый виток жизни.  А  подтверждение  мастерства – три  профессиональные премии «Успех».

Впрочем, актрисой, по собственному признанию, Юлия стала… случайно. Первая профессия, которой она обучалась, – экономист! Да-да! Причем факультет международной экономики она окончила с красным дипломом! О том, как начинался  путь в искусство, Филиппова рассказала на встрече в БХМ, которую провела Татьяна Ривкинд.  Разговор получился откровенным, без экивоков. Оказалось, изящная, с тонким вкусом и незаурядной внешностью Юлия обладает решительным характером. А еще ей помогала сама судьба.

–   Я училась на третьем курсе экономического института, дополнительно получала специальность переводчика и о сцене даже не мечтала, – призналась Юлия. –  Но однажды приятель пригласил на студенческий спектакль – он был вхож в эту среду.   Потом на спектакле (это был «Кин IV») я побывала еще шесть раз!   Летом приятель пошел поступать на театральное отделение Саратовской филармонии, я с ним. Подготовилась за две недели.  Это была чистейшей воды авантюра, но я проходила тур за туром.  Правда, потом не хватило баллов. И мастер – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Валентина Ермакова  – предложила мне стать вольным слушателем на курсе.

Поколебавшись, отправилась дальше учиться международной экономике. Но  в  октябре сообщили, что Валентина Александровна, недовольная  ученицами, отчислила нескольких девочек и добирает курс.  Я позвонила мастеру.  Это был уникальный педагог. Среди  ее учеников   – Евгений Миронов, Максим Матвеев, Галина Тюнина, а из нашего театра  –  заслуженные артисты Александр Кулькин и Светлана Рязанцева. Кулькин и Рязанцева – из первого выпуска, а мы – последние. Учиться было сложно, но интересно. Жесткий преподаватель,  Ермакова старалась всеми силами и методами обтесать нас, подготовить к «взрослой» жизни в театре не на сто, а на двести процентов.

Так как заочного отделения на факультете международной экономики не было, Юлия совмещала учебу сразу в двух вузах.  Приходилось лавировать между лекциями и семинарами в институте экономики и занятиями по сценическому движению и мастерству.  В итоге у  Филипповой  два красных диплома.  Но тихому, размеренному, будничному существованию в  роли экономиста Юлия предпочла  волшебный мир  театра.

Судьбоносной стала встреча с  Юрием Ильиным в Краснодарском театре драмы. Ведь помимо педагога актера делает режиссер. Мастер жил и дышал работой.  В начинающей актрисе  он   отметил такое редкое качество, как умение слушать. А еще ее постоянный анализ  и поиск.  Юлия стала его Музой. Роман начался с…  творческого согласия.  Ильин создавал спектакли, наполненные новыми идеями, помогая Юлии расширять актерский диапазон.  Он очень спешил работать – в Краснодаре, Йошкар-Оле, Брянске. За один сезон в БТД поставил почти 5 спектаклей. И каких! Одни триумфальные «Игроки» чего стоят! Критики и театралы сравнивали постановку с искристым шампанским… Задумано было  много.   30 июня 2010 года театр должен был закрываться спектаклем по пьесе А. Галина «Аккомпаниатор». В июле должны были начаться репетиции «Поминальной молитвы». Казалось, ничто не помешает мастеру. Не успел…

Уход мастера стал потрясением для всех. Главным спасением для Юлии стала работа.   Свою боль она переплавила в силу, в роли, которых было много. В том числе и роль Голды в «Поминальной молитве». Спектакль в 2014 году поставил Олег Пермяков. Еврейская публика приняла Юлию за свою! Актриса получила театральную премию «Успех». Такой же наградой отмечены созданные ею образы  Сони в спектакле «Дядя Ваня» и царицы в «Кириллином дне». К слову, роль Марии –   второго плана, но Юлии удалось  создать трогательный запоминающийся образ. Царица, у которой отбирают дитя,  сыграна ею сдержанно, без особого надрыва. Но зрители кожей чувствуют охватившее ее отчаяние и безысходное горе…

А еще в ее репертуаре – ветреная и обаятельная француженка Мишель в постановке «Боинг-Боинг», предприимчивая мадам Пельц в «Зойкиной квартире», Маша Косарева в «Касатке», разборчивая, но недалекая Агафья Тихоновна в «Женитьбе» и еще с десяток ролей. На душу лег «Бесконечный блюз», в котором ее неприкаянная героиня хочет уйти за горизонт.

С недавних пор Юлия попробовала свои силы в режиссуре. «Это произошло случайно, –  рассказала она. – Коллеги Ксения Ланская и Дмитрий Ненахов попросили помочь. Режиссер, который работал с ними над «Варшавской мелодией», уехал в Москву. Пришлось начинать все заново».

У Юлии было несколько предложений поступать на режиссерский факультет, но всегда что-то останавливало. Возможно, слишком яркий пример мастера, который жил рядом. «Это особая профессия, для которой нужен дар творца. Я же чувствую себя ремесленником, – призналась Юлия. – Впрочем, наш нынешний художественный руководитель Слюсаренко сказал, что это нормально. Каждый хороший актер может поставить как минимум два неплохих спектакля».

Экспериментом стала и работа с детьми в спектакле «Сказки русского Севера» по произведениям Степана Писахова.   Благодаря  Юлии Филипповой и Алисе Ривкинд малыши открыли для себя  чудесную страну, где все, что ни пожелаешь, может случиться.  К примеру, прокатиться не на обычных, а на вечных льдинах, которые даже запасают впрок, или попробовать на вкус… облака!   Их превратила в  зефир – белый и  воздушный – добрая волшебница Юлия.  К слову, благодаря этому  перформансу в художественном музее появился проект «Театр у гобелена».

В свободное от работы время актриса частенько  бывает в столице – в театрах, на вернисажах.  «Я люблю живопись, которая невероятно обогащает, подпитывает мощно. Причем не только классическое, реалистическое искусство, но и авангард, все, что расширяет границы восприятия», – говорит Филиппова.

Особенно  впечатлил Юлию проект Бориса Юхананова, посвященный работе над текстом Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».  В течение пяти дней  с 14.00 до 18.00  шел  показ модулей – мини-спектаклей учеников мастера, ставших его соавторами. Действие  могло быть  остановлено в любой момент Юханановым и публично им прокомментировано. Вечером,  с 19 до 23 часов,  показывались «композиции» – полноценные спектакли самого Юхананова. Вот что писали об этом  эксперименте московские критики: «Идеология юханановской «новой процессуальности» кроется в противопоставлении проекта всем известным нам формам театрального действия: это не многосерийный спектакль, масштабный перформанс, неуправляемая импровизация или открытая репетиция – разве что все и сразу. Сам Юхананов определял «Золотого осла» как «разомкнутое пространство работы».

Сама актриса определяет подобные новации как рывок в неизвестность. И это  ощущение полета, восторга и одновременно страха неизвестности ей определенно нравится.  Театр немыслим без свободы творчества.

Еще один, неожиданный для многих, штрих к портрету Юлии –   сотрудничество с московскими молодыми дизайнерами и визажистами в качестве фотомодели.  Ей даже довелось поучаствовать в дефиле в МПХИ. Знакомство с ее портфолио вызвало… удивление и восторг. Настолько  разной   –  то озорной девчонкой,  то обольстительной женщиной-вамп, то сдержанной и холодной леди, то настоящей марсианкой, сродни Аэлите,  – предстала перед нами Юлия.  Многоликая и прекрасная!

Знание иностранного языка и сертификат переводчика пригодились  Филипповой в работе над «Говори со мною словно дождь». Она сделала свою версию  монолога   Женщины на английском, а еще научилась играть на флейте.  Правда,  в спектакль это так и не вошло…

Театру нужен зритель – свой, понимающий. Сейчас публика, посещающая спектакли, довольно пестрая – дам в вечерних нарядах потеснили парни и девушки в джинсах, зачастую рваных. Но, уверена Юлия, главное не форма, а содержание.

– Хотелось, чтобы  к нам  приходил думающий зритель, который не пропускает премьеры и может сравнить нас с другими драматическими коллективами. Хочется, чтобы он не только следил за сюжетом, но видел,  какие смыслы за ним скрываются.  Ведь это определенный навык – подключаться к сценическому действию   энергетически на тонких уровнях, обогащаться интеллектуально. А платье на тебе или джинсы – неважно! – улыбается она.

Главное, добавлю я от себя, чтобы была брошка, такая как у Татьяны Ривкинд. Украшение – подарок Юлии Филипповой, которая к тому же прекрасная вышивальщица!

 

Колокольчики вшиты под кожу мою…

Актриса ТЮЗа Светлана Малькина, бесшабашная и яркая, обладает редким даром – и в жизни, и на сцене она отдается всему на полную катушку.  Не стала исключением и встреча со зрителями в рамках  проекта «Актерская галерея». За два часа мы словно прокрутили кинопленку ее жизни, пережив настоящую бурю эмоций и страстей.    

Прекрасная леди Гамильтон, Светлана живет с распахнутой душой, безоглядно, не скрывая чувств и мыслей, в мире людей, застегнутых наглухо. Она выбивается из всех стереотипов –  такая открытая и  звонкая,  будто  в  ее кожу вшит с десяток колокольчиков. Старшее поколение актеров ТЮЗа ее обожает, а молодежь уважает.

Секрет ее  обаяния прост.  «Без любви, увлеченности, удовольствия ничего не получится – ни в театре, ни в жизни, – уверена Светлана. – Нигде не экономьте. Расходуйте на все, что только можно, без конца». Вот Малькина и не может гореть вполнакала.

Светлана проделала путь от лирической героини (Анна Дэмби в «Кине», Корделия в «Короле Лире») до характерной  актрисы (Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», Мурзавецкая в «Золотых людях»). Она даже сыграла Лошадь – в «Простой истории» Ладо. А вскоре мы увидим ее в образе пушкинской русалки – той самой, что «на ветвях сидит» – в новом спектакле «Сказка о царе Салтане».

По словам актрисы,  для нее нет маленьких, проходных ролей.  «Я человек не амбициозный, – говорит она. – И люблю всех своих героев, даже Бабу Ягу в сказке «Как Настенька чуть Кикиморой не стала». Ради сцены Светлана вернулась в Россию, оставив безбедную и скучную жизнь в солнечной Италии. Многие знакомые недоумевали: сумасшедшая, у нее же все есть!

– Моя миссия – служить в театре, – признается Светлана. – Я знала, что буду актрисой, как только научилась говорить. Театр – мой волшебный мир, где возможно невозможное  благодаря своеобразной машине времени, которая переносит тебя во времени и пространстве. За отмеренный тебе судьбою срок здесь можно прожить тысячи жизней.

Сегодня ты – принц, завтра – нищий.  В 20 лет можешь сыграть старика, а в 50, как Сара Бернар, – 18-летнюю Жанну д,Арк.  Весь Париж ждал ее провала. Но она сыграла так, что зал взорвался аплодисментами! Зрители поверили: ей действительно 18!

Светлана одержима своей работой.  Репетирует 24 часа в сутки, нон-стоп, отдаваясь роли без остатка. Однажды в троллейбусе, возвращаясь из театра, она,  прокручивая в голове мизансцену, с горечью и болью твердила одну и ту же фразу: «Мама, мама!» Какая-то сердобольная пассажирка, сидевшая неподалеку, спросила с сочувствием: «Что у тебя случилось, дочка?»  Малькина в шутку призналась, что ее мужьям не нужно было ходить в театр. Им и дома хватало встреч с леди Макбет хоть Лондонского, хоть Мценского уезда, Корделией и Земфирой.

Светлана – актриса универсальная, щедро одаренная природой.  Одна из наших общих знакомых называет ее женщиной-театром, женщиной-оркестром.  Как эмоционально она поет ариетки Вертинского! А как читает пронзительные ахматовские строчки! Захватывает дух! Заслуженный артист РФ Владимир Аверин признался, что остается за кулисами, чтобы послушать  ее монолог Лошади, искренний и трогательный. «Просто от него балдею!» – сказал мэтр.

Любовь к хорошей литературе, без которой немыслим театр, ей привил преподаватель Фридман. Человек энциклопедических знаний, талантливый педагог, он старался  воспитать у студентов вкус к художественному слову.  Давал огромные списки литературы, где были книги запрещенных авторов (булгаковские «Мастер и Маргарита» или  воспоминания Надежды Мандельштам, к примеру).   Светлана знает простую истину: «То, каким человеком ты станешь, определяют два фактора: люди, с которыми ты общаешься, и книги, которые ты читаешь».

– Главное в нашей жизни – учитель. Фридман был гений, ради него мне, бесшабашной девчонке, хотелось стать ангелом. Он научил меня читать, – рассказывает Светлана. – Отличать,  что хорошо, что плохо.  Сейчас мне достаточно, открыв книгу, пробежать несколько строчек, чтобы понять, стоит на нее тратить время или нет.

12 лет Светлана отдала Брянскому театру драмы. В 1980-м театральная молодежь (в ту пору мало задействованная в основном репертуаре) громко заявила о себе рок-драмой «Собаки». Это  рассказ о тех, кто оказался выброшенным на обочину жизни и мечтает отыскать дверь в рай, за которой тепло и сытно, можно оставаться самим собой, не боясь быть покалеченным или убитым.  «Зрители после премьеры подходили к нам, говорили с удивлением: «Сколько вас, оказывается, молодых и красивых! – вспоминает Светлана. –  Эту  постановку   сейчас бы сюда, в ТЮЗ!  Вот был бы восторг!»

Главное в жизни, признается актриса, оказаться среди своих. В те годы творческую молодежь собрал вместе Саша Болдин, а работал с нею Валерий Мацапура. «Мы любили этот спектакль – мощный, яркий», – говорит Светлана. И перечисляет партнеров по сцене – Светлану Рязанцеву, Александра Кулькина, Юриса Лациса, Валерия Журавлева… Это была дипломная работа художника-постановщика  Андрея Пронина, ныне известного мастера, живущего в Санкт-Петербурге. Актеры были восхищены своими стильными костюмами из кожи. А на следующий день после примерки Светлану встречал в театре не плачь, а вой. Выяснилось, что Андрей, недовольный своей работой, всю ночь резал и кромсал платья и куртки, чтобы актеры, игравшие бродячих такс, бульдогов и дворняг,  выглядели, как оборванцы…

Среди близких по духу людей и любимых партнеров Светланы – талантливые и неповторимые Валерий Мацапура и Леонид Кулагин. С первым, уже тогда признанным мэтром БТД,  она, юная и трепетная, играла в легендарном спектакле «Кин IV» по пьесе Григория Горина. До сих пор помнит все реплики и мизансцены. Эмоционально и легко восстановила сцену встречи Эдмунда Кина (Мацапуры) с ее Анной Дэмби, сбежавшей от мужа, чтобы поступить в театр…

Ну а ради Кулагина Светлана пришла в ТЮЗ. Посмотрела поставленный им «Декамерон» и… влюбилась – в его энергетику, азарт, неординарность.  Вершиной их совместного творчества можно считать спектакль «Он завещал ее нации» – историю любви адмирала Нельсона и леди Гамильтон. Само собой, что в главных ролях блистали Кулагин и Малькина. Постановка получилась настолько мощной, что некоторые впечатлительные зрители  теряли голос от потрясения.

– Увы, – говорит Светлана, – после театрального актера, если спектакль не был записан на кинопленку, мало что остается. Время смывает все, как волна. Немногие помнят, как я играла леди Гамильтон…

Но зато те, кто видел воплощенную Светланой на сцене страстную и мятежную душу, эту бурю эмоций, которую дарил спектакль, не забудут его никогда!

А еще в ее жизни был Псков, куда Светлану пригласил режиссер Вадим Радун. Там она сыграла шекспировскую Корделию и пушкинскую Земфиру в так называемом уличном театре, театре под открытым небом. На юбилей А.С. Пушкина в Михайловском они поставили «Цыган», что называется, в естественных декорациях.

– Представляете, – рассказывает актриса, – пруд с лодками, горят костры, на берегу пасутся лошади. Такое «живое кино». Меня, Земфиру, убивают, кладут в кибитку.  Финальная сцена, после которой актеры выходят на поклон, в том числе и я. И вдруг какой-то мальчишка лет шести кричит: «Ну как же так! Ты же умерла!» и в слезы. Настолько поверил в реальность происходящего!

Вспомнила она и еще один курьезный случай, связанный с  искусством перевоплощения:

– Я погибала и в спектакле «Птицы». В зале сидела моя 8-летняя дочь.  Увиденное  так потрясло ее, что она, сорвавшись с места, бросилась с плачем в мою гримерку: «Мама умерла!» Пришлось ей объяснять, что  на сцене умирает моя героиня, а  я за кулисами продолжаю жить.  Дочка, подумав,  выдала: «Мамочка, когда будешь умирать, быстренько беги на сцену и… воскреснешь!» Таково чудо театра!

…Светлана, несмотря на звездный статус,  дружит с молодыми коллегами. Красок к ее портрету добавили Линда Выдрякова и Алексей Кочетов, аккомпанировавшие Светлане на гитарах. На коду (финал) Линда исполнила песню о музыке – музе, которая «не дает тебе спать» с  говорящим рефреном «Летать! Летать!»  Распахнутость души  и состояние полета – это то, о чем Светлане Малькиной не надо рассказывать. Рядом с ней у многих  вырастают крылья…

 

Портрет на двоих

«Актерскую галерею» художественного музея и СТД  пополнил новый  портрет – на сей раз  двойной. На нем крупным планом – Михаил Лаврушин и Елена Сафонова.

Лаврушин – артист  Брянского театра драмы,   обаятельный и остроумный рассказчик, – всегда на виду.  Елена  служит в театре кукол.  Но вопреки расхожему утверждению, что кукольники находятся в тени своих драматических коллег, по яркости таланта и самобытности она не уступает мужу. Оба артиста, хотя и  носят звание заслуженных, свои главные роли еще  не сыграли.  В этом уверены все, кто побывал на их творческом вечере в художественном музее.

Маска и душа

Михаил Лаврушин до встречи с  Еленой успел  окончить Воронежский государственный институт  искусств, поработать в Луганском (тогда еще Ворошиловградском)  «музычно-драматичном» театре.  В Брянске долгое время блистал в ТЮЗа, но со временем «юношеская» сцена стала для него  тесна.

– ТЮЗ мне много дал, –  признается  Михаил. – Но я все время  порывался уйти. Приходил к Владимиру Макарову (тогдашнему директору БТД) несколько раз. А он меня не брал.

– Неправда, –   уточнил сидевший в зале  Владимир Андреевич. – Я тебя  сразу в драму взял, когда ты в Брянск приехал,  ты сам ушел в ТЮЗ.

Так или иначе, но толчком к  возвращению в драмтеатр стал проект  «Русский крест» по мотивам поэмы  Николая Мельникова. «После концерта зрители подходили, благодарили. Многие думали, что  я из Москвы.  Узнав, что  работаю в ТЮЗе, удивлялись: «А что вы там делаете?» – и так мне грустно стало…» – признался Михаил.

А в театре драмы его уже ждал новый проект и… новые испытания. Актеры осваивали новый жанр – мюзикл, сочетающий в себе  драматическое, хореографическое и  вокальное искусства.  Танцы ставила известный балетмейстер Московского театра оперетты Ирина Корнеева. Репетиции спектакля «Маугли» шли очень динамично – приходилось много двигаться,  прыгать, падать.

– И тут я понял: смертушка моя пришла! – шутит  Михаил. – После первой же репетиции мы кинулись  в магазин «Спорттовары» за  наколенниками…

Сейчас  Лаврушин занят в спектаклях «Зойкина квартира» (играет  алчного управдома Аллилуя), пастыря в «Чуде Святого Антония», глухонемого  в «Эшелоне». Одна из любимых ролей – политрук в философско-драматическом спектакле о войне и послевоенном времени «Вдовий пароход». У  постановки трудная судьба, ведь она не из разряда легких и веселых.

– Не люблю зрителей, которые, оценивая спектакли,  скептически говорят: «Ну, это было  не смешно». Следовательно, по их мнению, плохо.  Но почему мы должны вас смешить? Для нас, артистов, ценны трагические,  глубокие   постановки, заставляющие сопереживать героям,  в которых есть нерв, такие как  «Вдовий пароход». Это  – очень сокровенный спектакль и  хочется, чтобы он жил, – говорит Лаврушин.

В актерской среде он теперь тоже в «генералах». Из молодежной гримерки  он переехал к корифеям – Камышеву, Кулькину.   Актеру очень идет армейская форма,  она мобилизует, дисциплинирует.   Из зала поинтересовались, а как  ему удается быть в тонусе?  Михаил немного

растерялся, но помощь пришла из того же зала: «Вы регулярно плаваете в бассейне.  Мы там вас часто  встречаемся с вами».

– Благодаря дирекции мы, действительно, ходим по понедельникам в бассейн, – подтвердил Лаврушин. – А секрет  моей  подтянутости прост: надо меньше есть.

Не занимать артисту и чувства юмора. Еще в студенческие годы он блестяще пародировал любимого педагога – Ирину Борисовну Сисикину, та курила  во время лекций. И Михаил рискнул  показать ее жесты и мимику. Студенческая аудитория замерла от такой наглости. Лаврушин с трепетом обернулся, а преподаватель, согнувшись, сотрясалась от смеха. Любит актер что называется травить байки. Рассказал пару анекдотических историй, случившихся в Одессе. Брянская труппа впервые побывала  здесь  на гастролях и вполне ощутила особую атмосферу столицы «Юморин».

– Стоим у прилавка, откладываем вещи. «Эту берем, эту берем…» «А что покупать не будем? – интересуется продавец, – вспоминает Михаил. – Гуляем по городу, заспорили: Дерибасовская с этой или той стороны. Подошли к охраннику, курившему у дверей магазина. Тот меланхолично  спросил: «А что это меняет?».

Но в семейном фотоальбоме есть фото, навевающие грустные воспоминания. Например, портрет на фоне здания СБУ в Луганске. Михаилу довелось навестить свой первый театр и друзей в 2013 году. А через год на Донбассе грянул вооруженный конфликт, театральный коллектив разделился. Полтеатра уехало в Северодонецк. «Мне очень больно смотреть новости», – признался артист.

Из-за ширмы – в массы

Елена Сафронова, умница и отличница, с 3-го класса ходила  в театральный кружок к Людмиле Ашеко.

Людмила Станиславовна вспоминает: «Я сразу в Леночку влюбилась. Вскоре она стала старостой кружка. Я была спокойна, знала: Лена не подведет, выучит роль.  Прошло несколько лет, и однажды ко мне пришла ее мама Нина Дмитриевна: дочь собирается работать в театре, а там же бардак, жуткие нравы! «А у вас, на заводе? – спросила я. «Всякие есть», – был ответ. «И в театре всякие, Не бойтесь за свою дочь!».

Само собой, Елена мечтала о драматической сцене. Но дважды потерпела фиаско.    В первый раз в Саратовский театральный институт не прошла, а во 2-й  – не подошла мастеру, набиравшему курс. Ей предложили пойти на кукольное  отделение.   Решила остаться, чтобы бесславно не возвращаться домой.  А за годы обучения  полюбила свою профессию.   Кукловоды – универсальные актеры: поют,  танцуют,  как и куклы, являются важными участниками разыгрываемого действия. К тому же сейчас они вышли из-за ширмы, работают в т.н. «живом плане», став полноценными героями спектакля. А еще они – немного волшебники: способны «оживить» любой подручный материал или  предмет, что и продемонстрировала Елена.

Прямо на наших  глазах  вместе с призванной на помощь актрисой Ксенией Ланской они превратили кусок  поролона  сначала в  лягушку, затем в зайчика,   птичку,  улитку и змею.  После нехитрых манипуляций  шарф в руках Сафроновой  стал… забавным человечком!

Казалось бы, сущая ерунда – палочка, тряпочка и поролон – заставляют людей  испытывать  сильные эмоции.

– Поверьте, так можно сыграть целый спектакль! – уверяет Елена.

После учебы в  родной Брянск вернулась она по приглашению режиссера Мера. Играла в его спектакле «Пристанище» факира. Обладая сценическим обаянием, способностью к самостоятельной разработке характеров, Елена Сафонова быстро заявила о себе как яркая исполнительница главных и эпизодических ролей. Сегодня Елена  занята в большинстве спектаклей театра кукол. Отмечена разнообразными наградами и дипломами. Самой памятной считает приз, полученный на фестивале в Виннице от детского жюри.  Винница – типичный украинский город, все разговаривали на мове, а брянские кукольники играли на русском. Играли так, что  спектакль признали лучшим!

Несмотря на любовь детской публики, Елена  убеждена: театр кукол – площадка для всех, не только для малышей.  Впрочем, в театре была попытка играть для взрослых. Это спектакль Павла Акинина «Оскар и  Розовая дама». Режиссер выстраивал  его так, чтобы он был интересен и детям, и их родителям.  Спектакль сложный, даже трагический – в нем присутствует тема смерти. Сейчас его в репертуаре нет, но Акинин  собирается   спектакль восстановить.

Довелось  Сафроновой  попробовать и в т.н.  взрослых  жанрах. В кожанке и красной косынке она участвовала в рекламе пива в  парке м. Толстого. Агитка имела бешеный успех. Не обошлось без курьезов.

– Товарищи! –  обратилась она призывно к массам с летней эстрады. – «Тамбовский волк тебе товарищ!» – раздался возглас. – «Заткнись, контра!» – не растерялась Елена.

 

 Фильм, фильм, фильм…

Был у актеров и опыт участия в телесериалах. Михаила привел на ТВ случай.  В 2008 году он стал лауреатом театральной премии  «Успех» и был  поощрен командировкой в Москву. Сосед по гостиничному номеру  (актер из Сибири)  постоянно бегал по  кастингам. Однажды завлек на кинопробы Михаила. Тот значения этому эксперименту не придал. А через  месяц пришел вызов   – в  сериал «След».  Потом у режиссера  Элины Суни он сыграл начальника  в фильме «Мой лучший друг».  В сериале «Лесник» судьба свела   Михаила Лаврушина, Игоря Игнатова и Елену Сафронову со звездами отечественного  кино –  Виктором Проскуриным и Алексеем Булдаковым.  Москвичи не кичились своим высоким статусом. «На съемочной площадке создавали дружескую атмосферу. Встречали нас, как родных, – вспоминает Михаил. – А Лена ела с ними кашу».

– Сидим  в гримвагене.  Булдаков мне: «Как дела в театре?» Отвечаю: «Сегодня играла лисичку».  А он, точь-в-точь, как генерал в «Особенностях национальной охоты», протяжно отвечает: «Лисичка – это хорошо». Это был  мой первый опыт  в кино, – вспоминает актриса.

Во второй раз  Сафронову  после кастинга отобрали для фильма  «Рок» Ивана Шахназарова. Елена играла  кассира. Съемки проходили на вокзале. В перерывах Елена  в  железнодорожной форме  прогуливалась по перрону, пытаясь понять, насколько вжилась в образ. Машинисты на нее заглядывались. «Это  был успех!» – шутит актриса.

– А не хотели бы вы  сыграть в  комедии? – спросили у нее.

– Наш кукольный спектакль «Принцесса  Крапинка» и есть комедия. Мы возили его в ДНР – Горловку и Макеевку. В зале  было много взрослых. Зрители смеялись, как дети, а потом  долго вызывали на поклон и благодарили: «Вы нам подарили радость». Признание от людей,  уставших от войны, дорогого стоит.

***

Михаил признается, что Елена – его самый  строгий зритель. Частенько, даже после щедрых похвал и комплиментов  от зрителей она говорит: «Пойдем, я расскажу тебе, как все обстоит на самом деле». Согласитесь, нужна большая степень  доверия, чтобы сказать и выслушать правду.

Елена и Михаил любят свою профессию за особую магию. Ведь, по мнению Шиллера, «все, что  чувствует  наша душа в виде  смутных ощущений, театр  преподносит… в ярких образах, сила которых  поражает нас».

 

Сегодня, 25 апреля, в 18 часов   новая встреча в художественном музее у гобелена– с актрисой ТЮЗа Светланой Малькиной.