Project Description

Бурцева Ирина Григорьевна – обозреватель ГБУ «Редакция газеты «Наше время», работает в редакции с 2012 года. Проявляет себя  в различных жанрах: информационные новости, зарисовка, интервью, опрос,  репортаж. Ирина  инициативна, общительна, умеет найти подход к людям и заинтересовать их. За всё время работы Ирина Григорьевна  зарекомендовала себя как дисциплинированный и аккуратный работник.

Предлагаем вашему вниманию некоторые материалы автора.

А.Борзыкина: « Я все делаю для людей и ради них»

80 лет, 81, 82, 83… Это много или мало? Дожившие до этого возраста в своём большинстве, наверное, считают себя счастливыми людьми. Им многое пришлось пережить, они многое повидали на своём жизненном пути. Великая Отечественная война, послевоенная разруха, голод, нищета, сложные 90-е годы – им есть о чём рассказать своим внукам и правнукам. Но что удивительно, такие люди никогда не унывают, блеск в их глазах не исчезает ни при каких обстоятельствах. Они просто радуются жизни. Именно о такой женщине я и хочу рассказать в этом материале.

Аза Андреевна Борзыкина – уроженка г.Каменска Ростовской области, но почти всю жизнь  жила и до сих пор живет в Навле. 18 августа она будет отмечать свой день рождения – 83 года.  Несмотря на свой возраст, она выглядит так, что позавидуют многие женщины. И всё потому, что ухоженность и красота для неё – естественное состояние и в молодости, и сейчас. Хотя в жизни было всякое, трудности сопровождали женщину на протяжении многих лет.

Воспитывалась она в семье кадрового военного. У Азы была еще сестра, когда они по распределению приехали в Брянск, а потом уже и в Навлю. За неделю до начала войны ее мама родила еще одну сестричку, а потом пришли немцы… Как рассказывает Аза Андреевна, ей было пять лет, но она помнит все военное время, все лишения, голод, разруху. Она уверена, что у нее есть ангел-хранитель. Детьми они бегали на луг играть, а так как были всегда голодные, то быстро уставали, и однажды маленькая Аза заснула на этом лугу. Началась бомбежка…  Когда проснулась, все вокруг было разгромлено, рядом — убитые животные, осколки, магазин разбомбило в этот день, а она жива и даже ничего не слышала. Как в рубашке родилась.

Потом немцы погнали ее маму и двух сестер в концлагерь, но за Стародубом их освободили наши солдаты, и семья вернулась в Навлю. Их дом был разрушен, одна труба от печки осталась, все было разграблено. Что было пережито, не передать словами. В то время не жили, а выживали, как могли. И выжили, пережили войну и послевоенное время.

Вместе со всеми детьми маленькая Аза пошла в школу, классы были огромные, по 40 и больше человек, учились в три смены. Была нехватка еды, одежды, кто в чем ходил, и всегда хотели есть. Аза Андреевна рассказывает такой трогательный и в то же время грустный случай:

— Когда училась в 4 классе, нас отправили выступать перед донорами: люди сдавали кровь, и им за это давали 200 грамм хлеба и билет на концерт школьников в клуб. И вот мы стоим, человек 20, голодные, и поем песню «Широка страна моя родная». А в первом ряду сидела медсестра, которая тоже кровь сдавала, к ней подошли и сообщили, что у нее погиб брат. Она закрыла глаза, ей стало плохо, выронила хлеб, который раздавали. Мы все перестали петь, увидев упавший кусочек. Медсестра потом встала и отдала мне хлеб, я первая стояла в строю. Я так растерялась – и съесть хотелось, и перед другими стыдно, ведь меня всегда учили делиться.  А потом другие доноры встали и отдали свои кусочки хлеба нам, детям. Я этот случай запомнила на всю жизнь.

В 1954 году Аза Андреевна закончила Навлинскую школу и поступила в медицинское училище на фельдшерско-акушерское отделение в г. Кондрово Калужской области. После окончания учебы по распределению поехала работать в п. Клюковники, где и познакомилась со своим будущим мужем, моряком. Вскоре у супругов родились две девочки, но семейная жизнь не сложилась, и в 30 лет Аза Андреевна осталась одна с двумя дочками и так больше и не вышла замуж. На вопрос, почему так и не устроила свою личную жизнь, она отвечает:

— Вы знаете, во-первых, было просто некогда – дежурства, лишние ставки, хваталась за любую подработку, поспать было некогда, не то что там романы какие-то. А во-вторых, боялась за дочек, как их будет воспитывать чужой человек, за это очень переживала.

Работая в Клюковниках, Аза Андреевна все равно хотела перебраться в любимую Навлю. И  сестра подсказала ей, что в железнодорожную амбулаторию требуется фельдшер-акушер. На место был конкурс, пять человек, но она его прошла и проработала там 35 лет. А когда пришло время выходить на заслуженный отдых, ей насчитали совсем маленькую сумму пенсии. И пришлось Азе Андреевне уйти с железнодорожного фельдшерского пункта и устроиться в районную больницу, где она отработала пять лет. Работала практически во всех отделениях, и на скорой помощи, и даже в вытрезвителе, все лишние дежурства и подработки были ее, чтобы хоть как-то подзаработать к пенсии.

Про свою профессию Аза Андреевна говорит так:

— Фельдшер, конечно, трудная профессия. Люди приходят со своими проблемами не только физическими, но и эмоциональными. А сколько можно вспомнить и рассказать человеческих историй и судеб, сколько всего прошло перед моими глазами за 40 лет работы. Эта профессия очень изматывает. Но когда можешь людям помочь, облегчая страдания, или когда говорят «спасибо» за оказанную помощь, понимаешь, что ты работаешь не зря. Я всю жизнь делала все для людей и ради людей. И даже сейчас, когда я уже давно на пенсии, ко мне обращаются родственники, соседи, знакомые: кто-то за советом, кому-то оказать первую помощь, а кому-то сделать укол. И я никому не отказываю, ведь это мое призвание – помогать людям. И я хочу рассказать вам одну историю, называется, хотите верьте, хотите нет. Выезжаю я на вызов в Клюковники – у женщины роды, беременная пятым. Вроде никаких проблем не должно было возникнуть, а тут у нее началось кровотечение. Конечно, я оказала ей первую помощь, но вижу по ее состоянию, что надо срочно ехать в райбольницу. Транспорта нет никакого, и я побежала к председателю, чтобы он хоть что-то выделил. Дали нам машину, и поехали мы, а на железнодорожном переезде у женщины начались роды. Ну что делать, надо принимать ребенка. Ночь, света нет, попросили у стрелочника фонарь. Все прошло хорошо, и родилась девочка. Я еще пошутила, ой, наверное, будет железнодорожницей. И что вы думаете, перед самой пенсией я поехала по делам в Клюковники, и подходит ко мне женщина высокая, красивая и здоровается: «Вы меня не будете знать, Аза Андреевна, а я вас знаю, это же вы у моей мамы роды на переезде принимали. Вы тогда пошутили про железнодорожницу, а я вот работаю в Москве дежурной по железнодорожной станции…» Вот так в жизни бывает.

Спрашиваю у своей собеседницы, чем она увлекается, на что Аза Андреевна отвечает:

— Моя страсть — это книги, чтение, я сама пишу стихи, а больше всего люблю поэзию: Э.Асадова, К.Симонова. Это увлечение у меня с детства: если задали выучить куплет, я выучу все произведение. Меня часто приглашают в библиотеки читать стихи, поэмы, и я с удовольствием соглашаюсь. А еще очень люблю кроссворды – если начала разгадывать, то забываю про сон и еду, и время.

Сейчас для Азы Андреевны Борзыкиной гордостью и счастьем являются самые родные и любимые люди, которых она ласково называет «бабьим царством» — сестра, две дочери и теперь уже четыре внучки. Они ее никогда не забывают, уделяют внимание, приглашают в гости в Москву, устраивают ей торжества на юбилеи и дни рождения. Таким образом они выражают признательность и благодарность этой удивительной женщине, которая всю жизнь отдала любимой работе, людям и  воспитанию дочерей и внучек. Для них она готова прожить ещё долгую-долгую жизнь…

 

Активность, творчество и любовь близких — главное на все времена

Память пожилых людей избирательна. Они забывают вчерашний день, но детально вспоминают, как к ним обращались отец или мать, какую одежду носили, как выглядел их дом и многое другое.  Они не бояться рассказывать о разных  сторонах своей жизни, о чем-то некрасивом и неприятном. И тем интереснее с ними общение. А еще, люди в возрасте, не дают советов,  советы исходят из их историй и рассказов о долгой, умудренной опытом жизни. Наша собеседница именно такая женщина. Пройдя долгий жизненный путь, а ей исполнилось 82 года, она сохранила чувство юмора, бодрость духа и умение располагать к себе любого собеседника.

Антонина Сергеевна Тимохина уроженка п. Пурвинка Навлинского района – одна из уважаемых жителей поселка, узница концлагерей в годы Великой Отечественной  войны.  Ее приглашают на мероприятия, значимые события, земляки обращаются к ней за советом, да и просто, чтобы пообщаться. У этого уравновешенного и спокойного внешне человека внутри присутствует огромная энергетика. Об этом свидетельствует ее жизненный путь и все тяготы, которые она перенесла стойко и с достоинством.

Детство Антонины Сергеевны пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. Когда началась война, ее семья вместе со всем поселком выехала в лес к партизанам, где они жили в землянках. Совсем маленькие с братом носили нашим солдатам еду —  что мать соберет — тем и делились. А когда немцы захватили их родную землю, всех согнали в Брасовский район в п. Локоть. Маленькая Тоня с братом ходили по хатам, побирались, кто что даст. Страшное время, голодное… Когда солдаты освободили от врагов Брянщину, они пешком вернулись с семьей в родной поселок, где и стали восстанавливать свой дом. Непростое было и послевоенное время: дети собирали ягоды, грибы, что бы продать и хоть как-то собраться к школе. Образование Антонина получила  7 классов, а потом 10-летку заканчивала в Соколовской школе.  Некоторое время ездила работать в Брянск, потом трудилась в избе-читальне при сельсовете. Вскоре она связала свою судьбу с местным парнем, который и стал ее мужем. В их семье родилось двое деток, построили дом, в котором она до сих пор и живет. В 1968 году Антонина Сергеевна устроилась на работу на железную дорогу станции Брянск 2 оператором телетайпа, где проработала 25 лет. Работа ответственная, пунктуальная и требует огромной внимательности: принимать, обрабатывать и передавать информацию о поездах, вагонах, грузах. Но, несмотря на все сложности профессии, Антонина Сергеевна очень любила свою работу. После ухода на заслуженный отдых вскоре умер супруг, больше замуж Антонина Сергеевна не вышла, а все свое время посвятила воспитанию  внуков и правнуков. Сегодня она гордится ими и не жалеет, что вложила в них столько любви и внимания.

А еще у Антонины Сергеевны есть увлечение – вязание. Она и сама говорит, что сколько себя помнит, столько и вяжет. Научила ее этому мама – вместе вязали носки, шали. И сейчас она продолжает заниматься любимым делом. Антонина Сергеевна сама прядет пряжу на настоящей старинной прялке: волну (шерсть стриженой овцы) надо постирать, просушить, раздергать, почесать, а потом уже можно прясть. А уже из пряжи получаются свитера, шали, пальто, салфетки и многие другие изделия, которые Антонина Сергеевна дарит родным и знакомым. Еще она очень любит читать – у нее дома настоящая мини-библиотека: от отечественных до зарубежных авторов и на разную  тематику.

Вот так посмотришь – пожилой уже человек, а как дома у нее все чисто, прибрано, все на своих местах. И очень много цветов. Глядя на эту удивительную женщину с поразительным чувством юмора, полную сил, оптимизма, забываешь о ее возрасте. Она постоянно в движении: то на огороде копается, то баньку протопит.

Конечно же, во всем Антонине Сергеевне помогают ее дети и внуки, сын живет рядом с ней, а дочка — в Суземке, которая постоянно навещает маму. Не забывают ее и четверо внуков —  всегда забегут к ней первыми поздороваться, а то и остаться ночевать. Они для Антонины Сергеевны и гордость, и счастье, и самые  родные и любимые люди, а она окружена их заботой и вниманием.