Project Description

Это имя известно каждому клинчанину. В течение многих лет Владимир Селезнев возглавлял редакцию Клинцовской объединенной газеты «Труд».

Прекрасный журналист, замечательный поэт, член Союза писателей Росси. Поэтическая манера подкупает искренностью, ненавязчивостью, лиризмом, своим видением окружающего мира.

 

Детство

Есть в Гордеевском районе село Перетин. Здесь, в семье сельских механизаторов в феврале 1948 г. родился мальчик, которому дали имя Владимир. Интересна биография его родителей — матери Домны Кондратьевны и отца Ивана Антоновича. Домна, 1918 года рождения, в семнадцать лет последовала примеру Паши Ангелиной и стала одной из первых трактористок в Гордеевском районе. Работала в тогдашней МТС (машинно-тракторной станции), была направлена в соседнее село Перетин (она из Старой Полоны) на поднятие зяби.

Там молодая трактористка и познакомилась с местным молотобойцем Иваном Селезневым, ее ровесником. Завязалась дружба. Свадьбу сыграли в 1937 году. Спустя несколько недель его призвали в ряды Красной Армии. Так и осталась Домна жить в доме своего свекра. И продолжала работать в тракторной бригаде.

А Ивана армейские дороги привели на Балтийский флот. Матрос, судовой машинист крейсера «Киров». Ему доверяли, как одному из самых физически сильных моряков, выполнять самые трудные работы, когда требовалась людская мощь.

Финская кампания. Ивана Селезнева направляют в составе батальона морской пехоты на передовую. После окончания той «незнаменитой войны» он снова возвратился на свой крейсер. Еще немного — и увольнение в запас. Но — Великая Отечественная. Полуостров Ханко (Гангут), блокадный Ленинград, поход на запад, взятие Берлина, Эльба. Старший матрос Селезнев был отпущен в первый отпуск за восемь лет в августе 1945 года. И демобилизовался.

Домна наконец-то дождалась Ивана. Отныне он — колхозный шофер и тракторист в Перетине, она — колхозница в полеводческой бригаде. А тут и детишки пошли. Старший из сыновей Володя отвечал за двух малышей, Петю и Сашу, ведь родители все лето были в поле. Жили как все в селе — соседи помогали, чем могли, друг другу всегда. Кому хату свежей соломой перекрыть, кому баньку срубить, кому сараюшку отремонтировать — работали всегда несколько дворов. На толоку шли охотно и стар, и млад. А о том, что такое «толока», поэт рассказывает в одноименном стихотворении:

Хлеб на клеенке,

Старая газета.

Неначатая кринка молока,

Расцвеченное радугами лето…

Спросил:

— А что такое толока?

— У нас, внучок,

Живет обычай древний.

А дело заключается в простом:

сгорел сосед

Улицей, деревней,

Всем миром погорельцу

Строят дом.

Одинбревно,

Другой — доску сухую

Или несет скобу для потолка.

Глядишьизбу отгрохали такую!..

На то она, внучок, и толока.

 

Хотя родители имели по четыре класса образования, обратили внимание на тягу старшего к чтению: по газетам, которые выписывал отец, Володя научился читать в пять лет, а с шести его охотно приняли в первый класс. Первая учительница, Мария Павловна Лебедько, сделала все возможное, чтобы дети были в классе как единая семья, чтобы сильные ребята помогали более слабым, чтобы не было деления на «любимчиков». Был талант к музыке, а помогал его развивать учитель немецкого языка и музыки.

По окончании восьми классов встал вопрос: куда пойти дальше учиться Володе?  Поехал со своим одноклассником Володей Гарбузовым в Клинцы, в текстильный техникум. Оба поступили на прядильное отделение. Но проучился Володя Селезнев недолго: на колхозные трудодни учиться очень трудно.

Так в свои пятнадцать лет он оказался в бригаде грузчиков Клинцовской МКСО. Работал наравне со взрослыми: грузили пиломатериалы, цемент, кирпич, даже негашеную известь. Уставал страшно, на вечернюю школу силенок не хватало. Хотелось учиться, тем паче юноша не расставался с мечтой поступить в военное летное училище. Пришлось возвращаться домой и идти проситься в Петровобудскую среднюю школу — одноклассники уже к тому времени закончили девятый и две четверти десятого класса. Директор Александр Степанович Миклухо поверил в Володю после собеседования. Педсовет принял беспрецедентное решение принять в десятый класс с последующей досдачей экзаменов по предметам, которые он из-за пропуска программы не изучал. Полгода бессонных ночей — и десятый класс позади.

Шел 1964 год, последний хрущевский.   Семья переезжает в Займище, где его родителей принимают рабочими в совхоз «Первое Мая» и где дали бывшему фронтовику в двухэтажном жилом доме квартиру. Юноша выбрал третью среднюю школу. С энтузиазмом взялся за учебу, в первую очередь за физику и математику, писались и стихи.

Еще одно приятное событие: 9 мая 1965 года в Клинцовской газете «Труд» увидело свет первое стихотворение Владимира Селезнева. Этот день он и считает днем выхода на дорогу литературы.

 

Образование. Служба

 

Пригодились занятия музыкой: его принимают на заочное дирижерско-хоровое отделение Брянского областного культпросветучилища и утверждают первым заведующим передвижным автоклубом районного отдела культуры. Пишутся не только стихи, но и различные сценарии для выступлений агитбригад и самодеятельных концертов, он вливается в работу райкома комсомола, где юноше поручают обязанности внештатного инструктора по культуре.

Стихи Владимира Селезнева, статьи, очерки, зарисовки, корреспонденции регулярно появляются не только в местной газете, но и в «Брянском комсомольце», «Брянском рабочем». Он становится членом областного литературного объединения, действующего при областной писательской организации. Запомнилась ему встреча трех поколений литературной группы «Наша весна», существующей в Клинцах с 1922 года, в одной из школ Брянска. Старшее поколение представлял Афанасий Савельевич Церковский, среднее — Иван Митрофанович Посканный, младшее было доверено восемнадцатилетнему Володе Селезневу. Вместе с клинчанином Виктором Латенковым, прекрасным музыкантом, написал несколько песен о Клинцах, о Брянском крае. Тогда же их пригласили принять участие в одной из передач Брянского телевидения с ведущей поэтессой Мариной Юницкой и с дуэтом в составе Марии Абакун и Татьяны Трегубовой.

Срочную служил на Эльбе, в городе Магдебурге, где в сорок пятом закончил войну его отец. Как музыканта, его направили в учебную роту осваивать азбуку Морзе и телеграфный аппарат. Закончил учебу с отличием и получил отпуск на Родину. Затем — командир отделения в учебке и освобожденный секретарь комитета ВЛКСМ второго батальона 105 отдельного полка связи. Печатается в армейской прессе, осваивает новые жанры литературы.

За армейскую службу написал несколько сот стихотворений, которые вошли в армейский фольклор и порой безымянными украсили и «дембельские» альбомы отслуживших в Группе советских войск в Германии, часто выступал перед солдатами со стихами о Родине, о России, о любви.

Был признан лучшим комсомольским секретарем батальона третьей ударной армии, занесен на Доску почета армии и в Книгу почета полка связи, получил второй отпуск домой (редчайший случай для ГСВГ в то время). А в январе 1970 года пришел работать в родной отдел культуры.

 

Расцвет творчества

И снова работа, литературное творчество, победа в областном конкурсе молодых писателей. И сбывается заветная мечта Селезнева — он становится студентом литературного института имени А.М. Горького Союза писателей СССР, единственного в своем виде вуза в мире. Шесть лет учебы в творческом семинаре прекрасного русского поэта и философа Валентина Митрофановича Сидорова пролетели как один день. Работа над словом совершенно на ином уровне, общение с мэтрами современной литературы, с товарищами по перу изо всех уголков Союза ССР придали его слову особую весомость, присущую каждому ищущему литератору.

Его циклы стихов появляются в столичном журнале «Наш современник», в альманахе «Поэзия» (издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»), в других печатных изданиях. Также его стихи переводят студенты: Иван Мигалкин на якутский язык, сокурсник Анатолий Мойса — на украинский язык, поэт Паул Старк — на латышский. Будучи студентом, начал работу над поэмой «706 продотряд» — о трагической судьбе клинчан-текстилыциков, погибших в Заволжье в феврале 1920 года.

Затем в Клинцах архитектором Николаем Андрюшиным по мотивам поэмы был создан памятник бойцам продотряда, который украшает въезд в наш город со стороны вокзала. Далее в Приокском книжном издательстве выходят его поэтические сборники «По первопутку» (совместно с группой авторов), «Краснолесье», «Стодольское озеро», где он тепло говорит о родных местах, о людях Клинцовского края. Эти сборники затрагивают самые глубинные, самые потаенные струны души человеческой.

За счет средств спонсоров уже в перестроечное время увидел свет его наиболее полный сборник стихотворений и поэм «Межа», посвященный памяти родителей Домны Кондратьевны и Ивана Антоновича. В этом сборнике представлен образ человека, привязанного к родной земле, крестьянскому уделу:

Я вырос в краю лебеды и овсов

На сельской окраине Брянских лесов.

В тяжелые годы — мои и страны —

Кормился макухой и ел чеманы.

Умею — не надо соседа просить —

Землицу пахать и отаву косить.

И если покуда на что-то сгожусь

Я все-таки сельский,

И этим горжусь.

И ставлю весомо (я не один)

В графу «где родился» —

Село Перетин.

 

Эпизодически звучит в «Меже» народная тема, которая уместно увязывается автором с памятью о прошедшей войне и ее трагических последствиях. Патриотическое настроение поэта, воспевающего «страны огромной тоненькую дольку», пронизывает его сборники и творчество в целом.

Но главной своей работой он считает надписи, выбитые на мраморе, на мемориальном комплексе «Речечка», на месте сожженной фашистами одноименной деревни. Там погиб 71 человек — дети, женщины и старики. — Вместе с Николаем Андрюшиным, — вспоминает поэт, — мы задумали оригинальное решение комплекса. Белорусскую Хатынь копировать не стали. На один из фрагментов требовались слова — своеобразное завещание погибших нам, живым. Две недели не находил себе места. Даже специально ходил на братское кладбище. И тут меня осенило: «Слово о полку Игореве», плач Ярославны. Не рифмованный, а белый стих, что в древнейших традициях русского фольклора. Торжественное открытие памятного комплекса состоялось в сентябре 1985 г. на многотысячном митинге клинчан. В 1985 г. был закончен другой стих, посвященный многострадальной деревушке.

 

РЕЧЕЧКА

Лесная опушка,

В речушке — живая вода…

Кукует кукушка,

Считает кукушка,

Вещует кукушка года.

Святая печаль

Неживого колодца

И боль перелесков пустых.

Как память, встает

Каждодневное солнце

Для насприходящих, живых.

У реченьки имя

Взяла деревушка,

Казалось тогда — навсегда…

Кукует кукушка,

Пророчит кукушка,

Считает кукушка года.

Четырнадцать лет

Для селения мало —

Мгновение, несколько дней.

Обрушилось небо,

Округа стонала

В решающей сшибке идей,

Звериная злоба

Вершила расправу

На гневном смертельном огне.

Обычная рота

Для вермахта славу

Добыть постаралась вполне.

Сквозь время

Бетонная Речечка встала

На пересеченье дорог:

Четырнадцать лет

Для селения мало —

Мгновение, искорка, вздох.

Манящи

Бездонные неба глубины,

Приветствуют день соловьи.

На склоне столетия

Горько рябины

Соцветия клонят свои.

Распахнуты настежь

Сожженные двери,

Стою — и по коже мороз.

Россия, Россия,

Какие потери

Тебе понести довелось!..

Над Речечкой — синь.

Возвратились с чужбины,

Приветствуют день соловьи.

Над плитами вечно

Седые рябины

Соцветия клонят свои.

Стихотворение «Чечня», написанное в 1995 г., посвящено ребятам, ушедшим и не вернувшимся назад, солдатам-землякам.

В 2001 году вышел в свет новый сборник Владимира Селезнева «Славянское поле». Это четвертая книга поэта. В сборник вошли избранные стихотворения, начиная с 1965 года, около 10 поэм, А в 2002 году за сборник «Славянское поле» был удостоен премии «Серебряная лира имени А.К. Толстого». «Славянское поле» находится на стыке трех братских республик: России, Белоруссии и Украины.

СЛАВЯНСКОЕ ПОЛЕ

Делить на уделы доколе,

На княжества матушку Русь?..

Мы — дети Славянского поля,

Бурьяном заросшего пусть.

Отцы живота не жалели,

Семьей выживая одной.

Мы — дети одной параллели,

Одной вертикали земной.

Единых корней сердцевина,

Единые радость и грусть…

Мне нравишься ты, Украина,

Люблю я тебя, Беларусь!

Конечно же, вольному — воля.

Но ясно покамест одно:

Мы — дети Славянского поля.

И большего нам не дано.

 

Стихотворения Владимира Селезнева долгие годы дополняют и украшают литературные издания, выпущенные на территории Брянщины. Так, например, в 1996 году три небольших, но очень трогательных стихотворения помещены в сборнике стихов брянских поэтов «День поэзии» под редакцией Н.И. Поснова. А увидела свет эта книжечка благодаря Брянской организации Союза писателей России.

В 1997 г. В. Селезнев — гость журнала клуба главных редакторов региональных газет «Четвертая власть». Его стихи появляются в рубрике «Творчество главных редакторов». В 2001 году выходит книга Юрия Иванова «Под сенью Тютчева и А.К. Толстого», где подробно разбирается творчество Селезнева наряду с творчеством других литераторов-брянцев под заголовком «Беречь души свеченье…».

«Брянские писатели. Антология» для любителей творчества поэтов Брянщины была долгожданной книгой. Вошли в нее стихотворения В. Селезнева: «Речечка», «Клинцы», «Воспоминания о детстве», «Тополь», «Брянский лес» и другие.

В областной литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пересвет» (№ 2, 2004 г.) вошли поэма «Одоевский», «Гроза в Брянске», «Осень на родине А.К. Толстого», «Комиссарове поле» и другие интересные стихотворения. Не забывает он и свою малую родину, часто бывает в гостях у земляков, на сельском старополонском погосте, где покоится прах его родителей.

У поэта много замыслов, немало рукописей как в стихах, так и в прозе, которые ждут своего издания. Есть неоконченные циклы. Есть песни, написанные на его слова композиторами. Например, песня «Огнеборцы», посвященная пожарникам, музыка написана А. Карасиком, также есть песни на музыку Латенкова, Сехина, Кошмана. Как правило, это песни о Клинцах, родном крае. Есть неуемное желание сказать свое, сокровенное, ведомое лишь автору, о земляках, о событиях, о фактах, о людских судьбах, о жизни своей, непростой и порой непредсказуемой. Ведь, как признался Владимир Селезнев в одном из стихотворений, «и если покуда на что-то гожусь, я ж все-таки сельский. И этим горжусь».

Екатерина СУХОЦКАЯ.